
Алгоритм профилактики можно свести к трём шагам: заранее оговорить с ребёнком ограничения, обсудить технику безопасности и позаботиться о том, чтобы жизнь в реальном мире у ребёнка была достаточно активной. А также важно не забыть про сохранение осанки и зрения. Давайте подробнее раскроем эти пункты.
1) Устанавливаем ограничения. Как правило, телефон, планшет или собственный компьютер в жизни ребёнка появляется не внезапно. Его покупке предшествует обсуждение в семье: что именно приобрести, какую сумму потратить, с какой целью ребёнок будет использовать гаджет и т. д.
И пока устройство ещё не стало реальностью в жизни ребёнка, важно подробно обсудить с последним все плюсы и минусы, связанные с обладанием гаджетом. И ещё до покупки установить правила пользования и оговорить ограничения.
Ниже мы обозначили три главных пункта, которые должны присутствовать в Правилах пользования гаджетами. Они помогут лимитировать время, а также цели и условия, при которых ребёнок может проводить время в виртуальном пространстве.
1. Установите лимит по времени. В первую очередь на развлечения: игры, просмотр мультфильмов и т. д. При этом учитывайте возраст ребёнка вы можете ориентироваться на наши рекомендации, которые найдёте в следующей статье Нормы экранного времени.
Кроме того, важно учитывать режим дня. Договоритесь с ребёнком, что за 1,52 часа до сна он будет класть гаджет на полку / выключать компьютер. Это поможет избежать проблем со сном.
А также психологи и врачи рекомендуют хотя бы один день в неделю (например, в выходной) устраивать разгрузочный день от цифровых устройств. Это, кстати, будет полезно и взрослым.
2. Оговорите цели. Если ребёнок просит купить телефон, планшет или ноутбук, поинтересуйтесь у ребёнка, зачем ему гаджет. И сверьте свои представления с планами ребёнка.
И если вы пришли к соглашению, что кроме учёбы экран будет использоваться для игр, общения в соцсетях, просмотра развлекательных видео, рекомендуем установить правило, что ребёнок будет заранее согласовывать с вами содержание: в какие игры он хочет играть, какой фильм посмотреть, какие соцсети подключить и т. д. Оставьте за собой право налагать табу на то, что посчитаете вредным.
3. Обозначьте условия, при которых ребёнок может пользоваться цифровым устройством. Например, вы можете договориться с ребёнком, что играть в компьютер он может только после того, как сделает все уроки и выполнит домашние обязанности.
Вы можете не ограничиваться только этими тремя пунктами и расширить список правил на своё усмотрение, но не перегружайте его излишними дополнениями.
Важно обсудить эти правила с ребёнком заранее, ещё на берегу. Вводить ограничения уже после того, как ребёнок привык пользоваться гаджетом безлимитно, будет гораздо сложнее.
Подробно обсуди́те с ним каждый пункт, внимательно выслушайте его предложения важно, чтобы ребёнок был согласен со всеми положениями. Зафиксируйте всё это на бумаге, поставьте дату и подписи и распечатайте в трёх экземплярах. Один повесьте на холодильник, второй отдайте ребёнку, а третий храните у себя. Так вы всегда можете быстро восстановить правила в случае их нарушения.
Знакомим ребёнка с техникой безопасности. Ещё одна важная вещь, которая должна произойти до того, как цифровое устройство в первый раз попадёт в руки ребёнку: расскажите ему о рисках. Мы уже касались темы опасного интернет-контента и нежелательных знакомств в соцсетях.
Но этим возможный вред не исчерпывается. Важно дать детям понимание, что приобрести зависимость и другие проблемы проще простого. А вот избавиться от них будет сложно. И если ребёнок хочет стать обладателем цифрового устройства, он должен осознавать, что от него потребуется самоконтроль и ответственность.
Примеряем на себя роль массовика-затейника. Нет более действенной защиты от детской цифровой зависимости, чем активное участие родителей в жизни ребёнка. Подвижные и настольные игры, прогулки и выезды на природу, совместное чтение, живое общение с друзьями, общие увлечения, занятия художественным творчеством, спортом или игрой на инструменте всё это делает реальную жизнь объёмной и интересной. Это не даёт ребёнку чрезмерно погрузиться в цифровой мир и там потеряться.
Думаем о здоровье. Чтобы ребёнок не засиживался у компьютера, скрючившись буквой зю, важно с самого начала приучить его делать упражнения для спины и глаз после использования экрана. Не поленитесь первые 23 недели выполнять их вместе с ребёнком это полезно и взрослому.
Установите правило: не глаза тянутся к экрану, а экран к глазам. Во-первых, это поможет сохранить осанку и зрение, а во-вторых, приучит ребёнка бережно относится к здоровью при работе с цифровыми устройствами.
Специалист 1 разряда Ефремовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области Степанова Валерия Михайловна.
Оставить сообщение: