
С пищей мы должны получать большое количество необходимых веществ, обеспечивающих физиологические потребности организма. Однако ни один продукт, за исключением грудного молока в первые 4-6 месяцев жизни, не способен полностью закрыть эту потребность.
Традиционное питание может обеспечить 60-70% потребности человека в эссенциальных пищевых веществах при употреблении суточной калорийности пищи для женщин в 2200 ккал, для мужчин 2600 ккал. При низком расходе энергии такая калорийность считается высокой и приводит к набору лишнего веса.
На помощь придет обогащенная пищевая продукция. В нее в необходимом количестве добавлены одно или несколько пищевые и/или биологически активные вещества и/или пробиотические микроорганизмы.
Производитель обязан гарантировать такое содержание микронутриентов в обогащенном продукте, которое позволит удовлетворить 3050 % средней суточной потребности в них, а также обеспечить содержание внесенных нутриентов на уровне не ниже заявленного в течение всего срока годности обогащенного продукта. Такие продукты обязательно должны проходить апробацию на репрезентативных группах людей.
При обогащении продуктов питания используются те микронутриенты, дефицит которых реально существует, достаточно широко распространен и опасен для здоровья. Обогащение применяется в отношении продуктов массового потребления, доступных для всех и регулярно используемых в повседневном питании.
При обогащении потребительские свойства продуктов не должны ухудшаться. Так, в продукты, обогащенные солями железа или другими микроэлементами, нецелесообразно вводить пищевые волокна, которые способны прочно связывать эти микронутриенты, нарушая их всасывание в ЖКТ. Также при обогащении учитывается возможность химического взаимодействия обогащающих веществ между собой и с компонентами обогащаемого продукта, и способы его дальнейшего использования. Например, муку и хлеб целесообразно обогащать витаминами группы В, которые сравнительно легко переносят повышение температуры, а соки витамином D.
Обогащенные продукты, которые можно найти в продаже:
хлеб и хлебобулочные изделия зачастую обогащенные витаминами В1, В2, В6, ниацином, фолиевой кислотой, b-каротином, железом, кальцием, пищевыми волокнами;
муку с витаминами группы В; молоко и кисломолочные продукты витаминами С, А, D, Е, В1, В2, В6, В12, В3, ниацином, фолиевой кислотой, пробиотиками, пребиотиками;
яйца куриные с йодом, селеном, витаминами группы В, витаминами А, С, РР, фолиевой кислотой;
соль с йодом и фтором;
приправы с йодом и другими микроэлементами, полиненасыщенными жирными кислотами, витаминами и фитокомплексами;
растительное масло, сливочное масло и маргарин с витаминами А, D, Е, К и каротинами;
питьевую воду с йодом, фтором и магнием;
безалкогольные напитки, соки, сухие концентраты для приготовления напитков с витаминами С, В1, В2, В6, В12, В3, ниацином, фолиевой кислотой, биотином;
сухие завтраки, хрустящие кукурузные хлопья, каши быстрого приготовления с витаминами С, А, D, Е, В1, В2, В6, В12, В3, кальцием, железом, пищевыми волокнами;
кондитерские изделия для детей c витаминами С, В1, В2, В6, В3, фолиевой кислотой, кальцием и железом.
На маркировке такой пищевой продукции обязательно должна быть указана пищевая ценность веществ, использованных для ее обогащения (витамины, минеральные вещества и прочее), в процентном отношении к величинам, отражающим среднюю суточную потребность взрослого человека.
Главный специалист-экперт Ефремовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области Попова Юлия Андреевна
Оставить сообщение: